Пояснительная записка
Учебный план муниципального казённого дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад №29 «Теремок» (далее – Учреждение) является нормативным
документом,
регламентирующим
организацию
образовательного
процесса
в
образовательном учреждении с учетом специфики Учреждения, учебно-методического,
кадрового и материально-технического оснащения.
Нормативные основания составления учебного плана:
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», Федеральный закон от 02.07.2021 года № 322;
Порядок разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных
программ, утвержденных приказом Министерства Просвещения Российской
Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874;
СанПиН 1.2.3685-21 – Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №
2, действующий до 01.03.2027 г. ;
СанПиН
2.3/2.4.3590-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организации
общественного
питания
населения»,
утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020
№ 32, действующий до 01.01.2027 г.;
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, действующий до 01.01.2027 г.;
Федеральная образовательная программа дошкольного образования;
Устав детского сада;
Образовательная программа дошкольного образования.
МКДОУ «Детский сад № 29 «Теремок» функционирует в режиме пятидневной
рабочей недели, длительность пребывания детей в детском саду 10,5 часов с 07.15
– 17.45.
В детском саду функционирует 1 разновозрастная группа общеразвивающей
направленности, укомплектованных из расчета площади групповой (игровой) для
детей дошкольного возраста не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка:
Наименование возрастной Количество групп
Количество детей
группы
Разновозрастная группа
1
15
Учебный план разработан с учетом примерной основной общеобразовательной
программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Основными задачами планирования являются:
Реализация ФГОС ДО в условиях дошкольного учреждения.
Регулирование объема образовательной нагрузки.
Реализация образовательной программы дошкольного образования.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.
Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с
ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит
приобщение к культуре, к человеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья.
Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования
основ самосознания и индивидуальности ребенка.
В связи с чем, целевыми ориентирами деятельности МКДОУ «Детский сад № 29
«Теремок» является:
Охрана и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее /физическое,
познавательное,
речевое,
социально-коммуникативное,
художественноэстетическое/развитие;
Обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач в
процессе работы с детьми дошкольного возраста;
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса,
принцип целостности и интеграции дошкольного образования;
Осуществление образовательного процесса через совместную деятельность
взрослого и детей, а также через самостоятельную деятельность детей;
Учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста;
Направленность на сотрудничество с семьей в целях осуществления всестороннего
развития ребенка, на создание равных условий образования детей дошкольного
возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания,
языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
Структура учебного плана:
Обязательная часть учебного плана – составляет не менее 60%, реализация данной
части происходит через образовательные области с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы и
реализуется через ряд видов деятельности детей.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений учитывает видовую
принадлежность Учреждения, интересы и особенности воспитанников, запросы родителей
(законных представителей) – составляет не более 40%, представлена Программой по
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - О.Л. Князевой и М.Д.
Маханевой. Формируемая часть реализуется через содержание основных образовательных
областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое
развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие; отражает
климатические, демографические условия, национально-культурные традиции народов
Среднего Урала.
Организация образовательного процесса осуществляется через:
Совместная партнёрская деятельность взрослого и детей.
Самостоятельная деятельность детей.
Данная организация образовательного процесса позволяет установить баланс
взрослой и детской инициативы, который достигается за счет гибкого проектирования
партнёрской деятельности.
Образовательный процесс реализовывается в течение всего времени пребывания
детей в детском саду и обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей
в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и
образования детей:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие детей осуществляется через организованные
виды деятельности, через игровую деятельность, в процессе общения детей со
сверстниками и взрослыми, в ходе совместной и самостоятельной деятельности через
интеграцию направлений развития детей. Формирование позитивных установок к
различным видам труда и творчества происходит в ходе режимных моментов.
Познавательное и речевое развитие осуществляется с 3 лет до 7 годов через
организованные виды деятельности, в ходе совместной деятельности с воспитателя и
детей. Познавательное и речевое развитие осуществляется в интеграции видов детской
деятельности.
Художественно-эстетическое развитие осуществляется в ходе специально
организованной деятельности детей дошкольного возраста, в свободной деятельности,
интегрируя его с другими образовательными областями, что способствует развитию
предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства,
мира природы и т.д.
Физическое развитие реализуется путем специально организованной деятельности в
зале и на улице с учетом погодных условий, во время совместной и самостоятельной
деятельности с использованием оборудования физкультурных групповых уголков, в ходе
бытовых процессов, а также через интеграцию с другими образовательными областями.
В ходе реализации учебного плана педагогу предоставляется возможность
варьировать время, место образовательной деятельности в педагогическом процессе,
интегрировать образовательные области, их содержание и виды детской деятельности с
учетом поставленных целей и задач. Реализация учебного плана происходит в тесном
взаимодействие всего педагогического коллектива детского сада. В ходе данного
взаимодействия воспитатели и специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по
физической культуре, педагог-психолог) осуществляют наблюдение, планирование,
обсуждение достижений, успехов и проблем отдельных детей, групп и намечают пути
дальнейшей работы.
В январе (1 неделя) и в летнее время (июнь-август) календарным графиком
предусмотрены каникулы, в ходе которых реализуется образовательная деятельность по
физическому и художественно-эстетическому направлению.
Совместная деятельность взрослого и ребенка, а также самостоятельная
деятельность позволяют обеспечить индивидуальный образовательный «маршрута»
каждого ребёнка, осуществлять дифференцированный подход к детям, избегать нагрузки,
а также способствует самоутверждению, всестороннему творческому развитию личности
детей с учетом их интересов, потребностей.
Необходимыми требованиями учебного плана является:
Соблюдение минимального количества видов деятельности на изучение каждой
образовательной области, которое определено основной частью учебного плана и
предельно допустимой нагрузки.
Часы индивидуальной работы должны входить в объем максимально допустимой
нагрузки.
Реализация физического и художественно-эстетического направлений должна
занимать не менее 50% образовательной деятельности.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня
в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в
подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени,
отведенного на образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки.
Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не
менее 10 минут;
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может
осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее
продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. В середине
образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные
минутки.
Один раз в неделю организуется непосредственно образовательная деятельность по
физическому развитию детей на открытом воздухе. Ее проводят только при
отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей одежды,
соответствующей погодным условиям.
Учебный план образовательной деятельности на 2025-2026 учебный год
Группа
Кол-во
занятий
в день
Кол-во
занятий
в
неделю
Время
проведения
занятий
Кол-во
допол.
занятий
Учебная
нагр.доп.
занятий
Общая
недельная
нагрузка
Кол-во Время
занятий
3-4 лет
3
11
не более 15
мин
-
-
11
2ч45м
4-5лет
3
13
Не более 20
мин
-
-
5-6 лет
3
14
Не более 25
мин
1
25 мин
15
6ч15м
6-7 лет
3
16
Не более 30
мин
1
30 мин
17
8ч30м
Обязательная часть
№
Вид занятий
Учебная нагрузка
3-4 года
Кол-во
4-5 лет
Время
Кол-во
время
1
1. Развитие речи
1
15
1
20
2
1. Ознакомление с
окружающим миром
1. Формирование
элементарных
математических
представлений
1. Физическая культура в
помещении
1
15
1
20
1
15
1
20
2
15
2
20
2. Физическая культура
на воздухе
1. Рисование
2. Лепка
3. Аппликация
4. Музыка
1
15
1
20
1
0,5
0,5
2
15
15
15
15
1
0,5
0,5
2
20
20
20
20
3
4
5
ИТОГО:
9
2ч15м
10
3ч20м
Обязательная часть
№
Вид занятий
Учебная нагрузка
5-6 лет
6-7 лет
К-во
время
К-во
Время
1
1. Развитие речи
1
25
2
30
2
1. Природное окружение.
Экологическое воспитание
1. Ребенок и окружающий мир
1
25
-
-
1
25
1
30
1. Формирование элементарных
математических
представлений
1. Развитие элементарных
математических
представлений
1. Физкультурное
1
25
-
-
2
30
2
25
2
30
1.
2.
3.
4.
2
1
1
2
2
25
25
25
25
25
2
0,5
0,5
2
2
30
30
30
30
30
14
5ч50м
16
8ч00м
3
4
5
6
7
8
Рисование
Лепка
Аппликация
Музыкальное
1. Конструирование и ручной
труд
ИТОГО:
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
1
Приобщение детей к истокам русской
народной культуры
1
25
1
30
ИТОГО:
15
6ч15м
17
8ч30м
Утренняя гимнастика
Комплексы закаливающих
процедур
Гигиенические процедуры
Ситуативные беседы при
проведении режимных моментов
Чтение художественной
литературы
Дежурство
Прогулки
Игра
Ежедневн
о
Ежедневн
о
Ежедневн
о
Ежедневн
о
Ежедневн
о
Ежедневн
о
Ежедневн
о
Ежедневн
о
Ежедневн
о
Ежедневн
о
Ежедневн
о
Ежедневн
о
Ежедневн
о
Ежедневн
о
Ежедневн
о
Ежедневн
о
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно